Первые люди на эту территорию пришли 10-9 тысяч лет назад на рубеже палеолита и мезолита. Первопоселенцами этих мест были группы охотников и собирателей. В середине первого тысячелетия до нашей эры появились первые укреплённые поселения городища.

 Археологами на городище в Радошковичах найдена лепная и гладкостенная керамика, круговая керамика раннефеодального времени и эпохи Киевской Руси. Радошковичи упоминались в летописях трижды в 1447 г., 1467 г. и в 1519 г.

 Впервые городской посёлок упоминается в письменных источниках под 1447 г. По случаю основания виленским Каштеляном Петром Гедыгольдовичем костёла Святой Троицы. Надо полагать, сам населённый пункт возник, вероятнее всего, не позже – 11столетия. С того времени сохранились мало приметные остатки двух городищ: верхнего – направо от дороги на Чировичи и нижнего по современной Заславской улице.

 По некоторым данным название Радошковичи происходит от слов «раддзіцца, раіцца» есть и ещё несколько вариантов происхождения названия. Так, есть очень распространённое мнение, что название посёлка возникло от того, что проезжая по тракту из Менска царица Екатерина II вымолвила слова: «Радуйся, красная молодица!». Но такая версия не выдерживает никакой критики, так как Радошковичи назывались так задолго до Екатерины II.

Легенда о посёлке:

 Недалеко от этих мест давно жил князь. Добрый был человек, справедливый. Случится что-нибудь, бывало, сразу требовал, чтоб слуги обо всем узнали и доложили ему. Вызовет тогда виновного и допытывается правды. А человек стоит перед властителем, колени дрожат, страшно сказать неправду, тем более, что хозяин все знает, – и начинает рассказывать, как на самом деле все было. А часто князь и не знал, кто виноват. Позовет человека, выслушает и бровью не поведет, только потом, когда заметит, что перед ним невиновный, тихонько скажет: «Я так и знал, что ты не виноват. Иди себе, человек, с Богом, да осторожней, всякие люди встречаются,– и обругать, и заклятие наложить могут».

 А покаявшегося виновного князь выпытывал до последних подробностей. Очень гневался князь, когда перед ним начинали выкручиваться и перекладывать вину на других.

 Поэтому люди любили его и делились бедой и радостью. Слава про князя шла далеко за его владения. Соседские бедняки завидовали тем, кто обрабатывал княжеские земли, служил в его дружине. Но им оставалось только завидовать, их хозяева были злые, жадные, безжалостные.

 Думали богатеи, как отплатить справедливому князю, заставить его стать таким же, как они. Узнал про это князь, только усмехнулся. А слуги ему советуют, что надо быть осторожнее. Но не только князь советовался «рядился» со своими советниками друзьями. Его враги не сидели, сложа руки. Действия разворачивались быстро. Кто-то подсказал, что на диких болотах, куда не каждый зверь зайдет, живет страшная баба – волшебница. Очень злая и хитрая. Говорят, что даже собственных детей убила, чтобы не завладели ее чарами. Никого близко к себе не подпускала. Добраться до нее очень тяжело, но если дойдешь, то на все найдешь ответ. И хоть она живет отдельно от людей, но блеск золотых любит, за деньги, что хочешь, сделает.

 Хотели князья послать к ней гонца. Но никто не соглашался к ней идти. Все же уговорили пойти на болото одного охранника. Был он старый, глухой, родственников не имел, терять ему было нечего. Еле довели до него, что хотели. А он только смотрел на князей и думал, что ж это могло случиться, что такие вельможные люди его упрашивают. «А что мне у нее просить, не зря же меня туда, посылают, да денег много дали…»

 А просили магнаты, чтобы взял он у нее волшебного зелья или черной воды, чтоб на людей болезнь неизлечимую наслала. Отправили его князья и вздохнули с облегченьем.

 Охранника не было несколько недель, но он привел с собой бабу – волшебницу. «Вот, вы кричали, чтоб я вам волшебного зелья или черной воды взял, так я по-другому сделал: договорился, чтоб она сама к вам пришла, и всё на месте выполнила. Но за это она потребовала двойную плату. Согласились с этим условием князья. Схватил охранник свое золото, и только пятки замелькали. Но князьям было уже не до него. Заспорили они между собой: какое лихо наслать на врага. Один кричит, что надо проклясть, другой требует наслать страшную болезнь, третий еще что-то. А волшебница только посмеивается, на все согласна.

 А у того доброго и справедливого князя была единственная дочь. Красивая, добрая, веселая. Любили люди княжну, добро несла она людям.

 Пошла однажды княжна с подругами в лес. Вдруг услышали девчата, что кто-то вскрикнул, кинулись они на крик, а княжна лежит на земле. Ничем не могли ей помочь, думали,что змея укусила. Послали за помощью. Приехали князь с челядью, и повезли девушку во дворец.

 Крепко заболела дочь княжеская. Лежала в кровати и день и ночь. Плакали родители, голосили люди, так как знали, что значила дочь для князя. Никто не мог помочь, кого только не приглашали. Даже заморские лекари не помогли. Горе охватило княжеские земли. Не слышно было больше смеха, люди считали, что нельзя радоваться, когда у их князя такое горе.

 Однажды подошёл к стенам замка молодой путник. Он потребовал, чтобы его провели к княжне. В покоях он внимательно посмотрел на больную, походил вокруг кровати, что-то пошептал, и сказал князю, что завтра княжна встанет на ноги и начнёт набираться сил. Сказал, что принесёт ей ключевой воды утром, и ушёл мимо удивлённых слуг.

 Назавтра девушка действительно попробовала встать, а когда путник дал ей напиться ключевой воды, даже улыбнулась и повеселела. Обрадовались хозяева, стали предлагать ему награду разную, а юноша им и говорит: «Нет, князь, людям надо просто так помогать. Это соседи твои лютые бабу-волшебницу попросили в чёрном деле помочь. Вот с кого б я плату содрал, чтоб людям горя не чинили. А с вас ничего не хочу». Тогда князь отдал дочь за парня и загадал построить недалеко от замка просторный дворец. А княгиня попросила людей радоваться и веселиться целый месяц. Так оно и случилось. Вот откуда Радошковичи, от «радоваться».

 Радошковичи были частновладельческим городом и принадлежали князю Верейскому, Гаштольдам, королеве Боне, Глебовичам, Агинским, Радзивилам.

 Известно, что в конце 15 ст. посёлком владел правнук Дмитрия Донского, князь Василий Михайлович Верейский, который из-за феодальных междоусобиц убежал из Москвы в Литву. После его смерти Радошковичи перешли в казну польского короля Сигизмунда II Августа. В 1539 году он установил тут ярмарку. В то время населённый пункт, имеющий свою ярмарку, считался серьёзной территориальной единицей. В этом же году Радошковичи впервые были названы городом.

 Согласно инвентаря 1549 года в Радошковичах находился деревянный замок, построенный на насыпной возвышенности. Известно, что замок возводился местными мастерами. В то время город делился на старый и новый рекой Гуйкой. В Радошковичах было тогда 47 мещан, 12 домов торговало мёдом и пивом, люди занимались разным ремеслом, горожане, не смотря на то, что они не были крепостными, должны были ходить в замок на «талаку». Замок находился между двумя реками – Гуёй и Вязанью, силуэтом напоминал форму корабля. В замке было 5 башен: 4 угловые, а 5-я находилась внутри оборонного сооружения. Башни использовались не только для хозяйственных нужд, но и для обороны.

 Вокруг замка был ров с водой. Входная башня была трёхэтажная с остроконечной крышей, обитой белым железом. Возле его подножья находились ворота и подъёмный мост через ров. На территории замка имелось 2 двухэтажных деревянных дома. Общая длина стен замка по периметру составляла 226 метров. За ними были выстроены хозяйственные и жилые постройки. Башни использовались не только для хозяйственных нужд, но и в первую очередь для обороны, для чего держалось: «…свинец, камени, порах бочечка одна малая, якобы полбарила, гарковниц великих 3 по 5 пядей, кули большие со всеми припрами, 10 гаркобузов».

 В то время в городе было 139 домов, 16 дворов занимали куничники, 35 – огородники, все они почти не имели земли. Только небольшие участки земли и сенокосные угодья были у месячников, небогатых горожан. А остальные из-за малоземелья вынуждены были работать на хозяина, чтобы получать «месячину». Ремесло находилось на довольно высоком уровне. В городе существовала воскобойня, 18 трактиров, магазинов, торгующих спиртными напитками.

В 1564 г. по приказу Сигизмунда второго Августа было произведено описание (люстрация) двух улиц города – Виленской и Полоцкой. В ней находим материал про оживлённую дорогу через Радошковичи на Полоцк (дорога на Удранку). Дороги также проходили на Менск и Раков. Люстрация говорит о классовом расслоении населения, рядом с «парабками и челядью» тут жило 7 семей бояр и шляхты.

 В это время отношения между Речью Посполитой и Россией начинают обостряться. В 1568 г. король Сигизмунд переезжает в Радошковичи и начинает тут собирать войска для похода на Россию. Ему удалось собрать 100 тыс. шляхты. Но она разместилась лагерем на современной дороге на Путники и стала пить и дебоширить. После трёхдневного постоя шляхта бесславно разбрелась по домам. Народ прозвал этот поход «петушиным».

 В год образования Речи Посполитой 1569 г. Сигизмунд ІІ Август подписал «привилей», которым даровал Радошковичам Магдебурское право. В городе, как и положено по статусу, создался выборный орган самоуправления – магистрат.

 В 1792 году последний король Речи Посполитой и великий князь литовский Станислав Август Понятовский подтвердил это право и пожаловал Радошковичам герб с религиозным сюжетом – поясным изображением одного из христианских святых. В серебряном поле барочного щита поясное изображение Святого Стефана, забросанного камнями.

 Святой Стефан, архидьякон и первомученик, образованный эллинист, убедительно проповедовал Евангелие, и смело вел прения о вере. В своих проповедях он возлагал вину за смерть Иисуса Христа на Синедрион. В синагогах фанатики обвинили его в богохульстве и с помощью ложных свидетелей добились осуждения на смерть.

 Стефан до смерти был забит камнями и стал первым в истории церкви мучеником. При казни присутствовал апостол Павел. В 415 году мощи Святого Стефана были перевезены в Рим и погребены вместе с мощами Святого Лаврентия. В христианском искусстве Стефана изображали безбородым молодым человеком, одетым в дьяконский далматик, в руках которого был камень, кадильница или пальмовая ветвь.

Автор реконструкции герба и автор флага А.А. Шпунт.

Герб Радошкович относится к историко-герольдическим памятникам Беларуси.С использованием цветов гербового изображения был спроектирован флаг города, который имеет весьма редкую форму, нехарактерную для современной белорусской вексиллологии, но достаточно распространенную в Западной Европе форму средневековых стягов. Среди флажной «коллекции» в эту серию можно включить помимо флага Радошкович, имеющего три косицы, флаг Несвижа и Рогачева.
Флаг: полотнище с соотношением сторон 1:2, с тремя косицами, состоящие из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней – красного цвета, средней – зеленого цвета и нижней – белого цвета.Герб и флаг, зарегистрированный в Гербовом матрикуле РБ 23 декабря 1999 года под № 38.

 17 век был очень тяжёлым для посёлка. Сначала его не могли поделить магнаты, после этого город был очень разрушен во время войны со шведами.

 Были конфликты между руководством города и населением, и даже открытые стычки из-за нарушения законов, высоких налогов, нарушения прав и т. п. В острые конфликты иногда вмешивался сам король. Так 8 мая 1664 года, когда доведенные до отчаяния радошковичские мещане обратились к королю с просьбой о решении их дела, король Ян Казимир в письме радошковичскому старосте Юрию Карлу Глебовичу настойчиво просил остановить давление на мещан.

 В 1708 г. шведский король Карл 12 остановился тут и жил 11 недель, облюбовав это удобное место для своей резиденции. Укрепил его оборону, сделав Радошковичи своим опорным пунктом. Но, потерпев поражение под Полтавой, он потерял радошковичскую опору. Отряд под управлением Григория Агинского разбил под Радошковичами шведский отряд. С того времени и осталось в памяти местных жителей название «шведская горка» (по дороге на Удранку).

 В 1793 году город Радошковичи Минского повета в итоге второго раздела Речи Посполитой был присоединен к России.

 О состоянии Радошкович в 18 веке можно судить по сохранившимся в вильнюсских архивах люстрациях. Первая люстрация 1765 г. говорит о том, что в городе была ратуша, рядом 24 лавки. Было 120 домов (41 в старом городе, 79 — в новом). Дворов насчитывалось 167, жителей около 1200. Было 5 улиц: Дубровская, Виленская, Минская, Заславская и Острог. Население составляли главным образом мещане, халупники, тяглые, десятники, арендаторы.

 В Радошковичах дорожили мастерством ремесленников, их изделия знали далеко за границами города. Про это, например, свидетельствует тот факт, что три местных мастера были приглашены в середине 18 века в Москву. Радошковичи быстро разрастались. В 1829 году было 183 дома и проживало в местечке 1233 человека, а в 1841 – уже 240 домов и 1382 человека. Вырос и торговый оборот. Если в 1828 году на местный рынок привозили товаров на 4000 рублей, то в 1837 году – на 11395 рублей. В 1841 году работали 93 ремесленника девяти специальностей.

 Начало 19 века ознаменовалось для Радошкович новыми пожарами, новыми погромами, которыми сопровождался поход наполеоновских полчищ на Москву. Жители города видели и бесславное, голодное и холодное отступление французских вояк, оказывали им сопротивление. Разрушения, нанесённые Радошковичам в Отечественной войне 1812 г., безусловно, отрицательно отразились на дальнейшем развитии города.

 Уменьшилось количество жителей, уменьшился товарооборот, в официальных документах значится, что город славился конокрадством. Реки были очень «рыбными», по ним с Удранки в Пруссию сплавляли строительный лес.

 Из известных фактов этого периода надо отметить, что в Радошковичах в 1821 году родился писатель Юлиан Гарайн.

 Восстание 1830 года не прошло мимо, здесь действовал отряд Войткевича. Несколько дней повстанцы тут были хозяевами. Другое восстание 1863 – 1864 годов тоже затронуло город. Отряд Козела появлялся в этих местах.

 В 90-х годах позапрошлого столетия заметно активизировалась культурная жизнь. Тут было клубное помещение, в котором своими любительскими силами ставились пьесы русских и польских драматургов. Сюда часто приезжал известный белорусский писатель Ядвигин Ш. На подмостках театра ставилась его пьеса.

 Общеизвестно, что в 1903 году в Радошковичах служил писарем у судебного следователя Янка Купала.

 В 1859 году был построен каменный костел Святой Троицы. В центре на месте современного клуба возвышалась деревянная церковь Покрова Божией Матери, построенная в 1852 году.

 Перед первой мировой войной было 30 каменных зданий в поселке, около 85 магазинов (почти все частные). Город рос экономически. Тут работали 65 ремесленников: 7 пекарей, 5 булочников, 11 сапожников, 8 кузнецов, но только 1лекарь, был мастер по переплету, часовых дел мастер, 10 портных, действовали 2 гончарные кафельные мастерские, где работали 4 мастера, дававшие продукции на 500 рублей в год.

 Наивысший рассвет поселение имело при короле Сигизмунде. При нем началось гончарное дело — самая «старажытная» профессия белорусов.

 В преддверии первой мировой войны взрослое население города составляло 114 крестьян, 1095 мешан, 27 дворян и 5 человек духовенства. Но большинство жителей не могло даже расписаться. В городе насчитывался 591 неграмотный мужчина и 863 неграмотных женщины. Высшее образование имели только 4 человека, 20 человек со средним образованием.

 Интересен тот факт, что уже в то время в городе было налажено производство газированной воды.

 Было пожарное товарищество, в обозе которого значились 3 помпы, но, не смотря на это в 1906 году в городе было три пожара.

 В 1907 году открылось четырехклассное городское училище. До этого времени дети жителей могли учиться только в церковно-профессиональных школах.

 В годы Первой мировой Радошковичи находились недалеко от линии фронта. Тут квартировали крупные войсковые части. Значительная часть солдат была революционно настроена и с радостью встретила весть о революции в Петрограде. Жители Радошкович, узнав эту новость, затребовали раздела имущества местных богатеев.

 На некоторое время Радошковичи оказались под немецкой оккупацией. Но уже зимой 1918 года тут была красная армия. В этом же году здесь образовались Совет рабочих и Совет солдатских депутатов. В первый вошли большевики, во второй эсеры и буржуазные националисты. 21 декабря 1918 года прибыл уполномоченный Минского Военного Совета, который собрал митинг. Участники митинга высказались за объединение и перевыборы Советов. Через два дня на выборах полностью победили большевики.

 Когда в 20 году к Радошковичам приблизились белополяки, тут был создан валревком, который занимался конфискацией оружия и контрреволюционной литературы. Летом 1920 года под Радошковичами были жестокие бои с белополяками, в результате чего населенному пункту были нанесены значительные разрушения.

 Согласно Рижскому мирному договору 1921 года Радошковичи отошли к Польше. Граница проходила в нескольких километрах от поселка. В связи с этим здесь были собраны значительные полицейские силы. Население находилось под внимательным присмотром польских властей.

1920-1930гг. XX века Радошковичи в составе Польши

 Крупным центром национально-освободительной борьбы на территории Западной Беларуси являлась основанная в начале 20-х годов Радошковичская гимназия, директором которой был Стыцкевич. Открылась она наперекор желанию реакционных властей и благодаря стараниям передовой общественности. Инициатором её создания был Александр Никитович Власов – один из старейших деятелей белорусского Возрождения.

 Преподавание велось на белорусском языке. Ученики гимназии жили активной общественной жизнью. Гимназия была гуманитарного типа. Сначала открыли семь классов. В старшие классы поступали те, кто окончил начальную школу и имел большое желание к учёбе. В основном это были дети белорусских крестьян из Ракова, Вилейщины, Сморгонщины, Молодечненщины. В первые годы тут занималось много евреев. Плата была довольно невелика.

 Гимназисты изучали закон Божий, математику, геометрию, физику, белорусский язык и литературу, историю и географию Беларуси, польский язык и литературу, немецкий, французский, латинский языки, логику, психологию.

 Сначала гимназия размещалась в здании бывшей еврейской школы, но скоро перебралась в большой дом, который сдавала зажиточная мещанка. При гимназии был большой сад, а за ним спортивная площадка. Бесплатных обедов не было.

 Интересно вспоминал о годах учёбы в гимназии Максим Танк: «Обедов не было. Тот, кто хотел пообедать платил 20-30 грошей. А поскольку редко когда они у нас были, то чаще всего обед наш состоял из тех же домашних сухарей, которые мы привезли с собой, да из холодного, взятого на веру у старого лавочника. Жил он под нашим общежитием. Мы все его любили и жалели за сочувствие к нам, бурсакам, и за то, что он чудесно играл на скрипке».

 Многие из бывших учеников гимназии поступили в высшие учебные заведения Польши, СССР, Франции, Чехословакии. В женском общежитии была организована дружина скаутов. При гимназии работали историко-краеведческий и литературный кружки.

 На переломе веков этот провинциальный заштатный городок становится одним из притягательных центров белорусской культуры. Именно с Радошковичами связаны многочисленные значительные события белорусского театра и литературы.

 В разное время здесь побывали Игнат Буйницкий, известный композитор Л. Роговский, знаменитый русский ученый Л. Шахматов. В гимназии был очень хороший хор из учеников и преподавателей под управлением Язепа Гаврилика. В 1926 году по приглашению А. Власова – редактора белорусской газеты «Наша нива», журналов «Лучинка» и «Соха», сенатора от населения Западной Беларуси в Польский сенат, приехал работать учителем рисования Язеп Дроздович.

Язеп Дроздович с учениками гимназии имени Ф.Скорины

 По инициативе Власова в 1926 году при гимназии были открыты курсы для учителей белорусских начальных школ. Директором был назначен Бронислав Тарашкевич, который жил в Радошковичах (автор белорусской грамматики). Много известных и знаменитых людей учились в гимназии. Так, например, Максим Танк в своих воспоминаниях писал о детских годах, проведенных в гимназии.

 В конце 20х годов польские власти закрыли учебное заведение.

 Большой активностью отличался радошковичский кружок Белорусской Крестьянско-Рабочей Громады. Активными участниками ее были Бронислав Тарашкевич, Симон Рак-Михайловский (публицист, педагог, политический и общественный деятель, проживавший недалеко в деревне Максимовка) и многие другие видные общественные деятели. Организация имела свой статус, программу, печатный орган. Под руководством этой революционной массовой организации ширилась борьба за политические свободы, землю, право учить детей на родном языке.

 В начале 20-х годов 20 века местечко насчитывало 2471 жителя, 404 жилых и 362 хозяйственных постройки. Уже к 1928 году имелись частная больница, аптека и аптечный склад, государственная больница, начальная школа, библиотека Белорусского института хозяйства и культуры, народный крестьянский банк, народный еврейский банк, электростанция, красильня, парикмахерская, мукомольный завод, пивоваренный завод, лесопильный завод, кузница, швейная мастерская, мельница, пекарня, чайная.

 В 1927 году в поселке насчитывалось 2459 жителей. Была почта, телефон, телеграф. Проходили ярмарки по четвергам. Известно имя бургомистра – Казимир Заневский.

 В 1939 году Радошковичи вошли в состав БССР. Здесь открылась школа.

 В 1940 году был получен статус городского поселка. Радошковичи стали центром района, который сначала входил в Виленскую, а затем с 1944 по 1946 в Молодечненскую область.